«Психолого-педагогический консилиум как обязательный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: практика и проектирование»
С 29 января по 16 марта на базе ЧОУ школы «Аврора» проходила работа стажировочной площадки для администрации, педагогов и специалистов Колыванского района Новосибирской области.
Группа стажеров из 11 человек была сформирована на основании заявок.
Состав группы:
-
Главный специалист Управления образования Администрации Колыванского района Новосибирской области – 1
-
Методист ИМЦ - 1
-
Заместитель директора по УВР – 3
-
Заместитель директора по ВР - 1
-
Социальный педагог - 1
-
Педагог-психолог - 1
-
Учитель немецкого языка - 1
-
Учитель начальных классов - 1
В состав группы педагоги школы «Аврора», работающие в образовательной организации первый год:
-
Педагог – психолог – 1
-
Психолог – дефектолог – 1
-
Учитель начальных классов, тьютор - 1
-
Воспитатель ГПД, тьютор - 1
Таким образом, в работе стажировочной площадки приняли участие 15 педагогов.
Количество часов по программе: 16
Работа стажировочной площадки была организована по трём модулям.
МОДУЛЬ №1
Тема: «Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе»
Дата проведения – 29 января 2021 года
Форма проведения – очная (на базе школы «Аврора» и Центра психолого-педагогической поддержки и развития «Эмпатия»)
Количество часов – 6 часов
Формируемые компетенции участников СП
- осмысление понятий: инклюзивная школа, инклюзивная политика, инклюзивная культура, инклюзивная практика; преемственность в инклюзивной практике;
- представление о ППк как необходимом компоненте психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике;
- знание нормативно-правовых основ деятельности консилиума.
Работа стажировочной площадки включала:
1. Знакомство с ЧОУ школой «Аврора» как инклюзивной образовательной организацией. Выступление директора школы Л.И.Дегтяревой.
Важно отметить заинтересованность участников, активное слушание, вопросы на понимание:
-какие категории детей с ОВЗ обучаются в школе;
-как организовано обучение детей с ОВЗ;
-как организовано взаимодействие детей с ОВЗ с другими детьми;
-как организована работа с родителями и особых, и нормативно развивающихся детей в условиях инклюзивной школы и др. вопросы
2. Просмотр фильма «Код доступа» с участием детей и педагогов школы «Аврора»
3. Обсуждение фильма
Особенно значимым считаем, что на вопрос анкеты «Что остается в душе после просмотра фильма?» слушатели написали:
- «ощущение сопричастности к происходящему в сюжете»;
- «желание работать»;
- «желание сделать жизнь детей лучше»;
- «желание подумать»;
- «ощущение избытка тепла в душе, которое может кому-то помочь»;
-«желание работать еще активнее»;
- «желание пересмотреть свою работу»;
- «желание помогать детям преодолевать трудности»;
- «захотелось работать в данном направлении»;
И как вывод: «Большое спасибо! Очень благородное, нужное дело!»
4. Посещение Центра психолого-педагогической поддержки и развития «Эмпатия». Круглый стол «Преемственность как необходимое условие организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» под руководством руководителя Центра , кпн, доцента кафедры КПиСП НИПКиПРО Е.Э.Петровой.
В ходе круглого стола были обсуждены вопросы:
- важность и необходимость ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста;
- специфика организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ дошкольного возраста;
- подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению;
- работа с родителями детей с ОВЗ;
- специфика оснащения кабинетов в зависимости от варианта дизонтогенеза и другие вопросы.
5. Выступление педагога – психолога ЧОУ школы «Аврора», магистра психологии М.Е. Луцкой «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в инклюзивной школе».
Обсуждение вопросов:
- задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся в инклюзивной школе;
- нормативно-правовые основы деятельности специалистов ППС;
- нормативные правовые акты ОО в части организации ППС;
- направления ППС;
- деятельность психолого-педагогического консилиума как одной из форм взаимодействия специалистов ОО;
- психолого-педагогический консилиум и Совет по профилактике и другие вопросы
6. Выступление заместителя директора по УВР, председателя ППк А.И.Романовой «Организация психолого-педагогического консилиума как обязательного компонента психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ».
Обсуждение вопросов:
- этапы работы ППк;
- деятельность специалистов ППк;
- создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ;
- особенности организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ;
- индивидуальный учебный план и индивидуальный образовательный маршрут и другие вопросы.
МОДУЛЬ №2
Тема: «Нормативно-правовое обеспечение деятельности ППк в условиях инклюзивного образования»
Сроки - с 30 января по 01 марта 2021 года
Форма проведения – заочная
Количество часов – 4 часа
Формируемые компетенции участников СП:
- знание основных положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ПМПК и ППк;
- умение проектировать локальные акты ОО по организации деятельности ППк;
- умение проводить профессиональное обсуждение НЛА.
Задания для самостоятельной работы:
1. Педагогическое эссе на выбор участников: «Какой должна быть инклюзивная школа», «Школьный консилиум и Совет по профилактики в инклюзивной школе: в чем специфика», «Школьный консилиум как технология командной работы в инклюзивной школе»
2. Проектная разработка «Положения о психолого-педагогическом консилиуме» своей ОО.
3. Проектирование конспекта и презентации выступления на педагогическом совете своей образовательной организации по теме «Нормативно-правовые основы деятельности ППк»
Слушателям были предоставлены для работы следующие документы:
- Календарно-тематический план СП;
- Задания для самостоятельной работы;
- Перечень учебно-методических ресурсов (с активными ссылками);
- Список литературы и источников;
- Презентация М.Е.Луцкой «ППС в инклюзивной школе»;
- Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме ОО
МОДУЛЬ №3
Тема: «Психолого-педагогический консилиум как обязательный компонент сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы: практика разработки рекомендаций ППк»
Дата проведения – 02 марта 2021года
Форма проведения – очная (на базе школы «Аврора»)
Количество часов – 6 часов
Формируемые компетенции участников СП:
- понимание роли ППк при адаптации образовательного процесса для детей с РАС;
- умение проектировать рекомендации ППк с целью реализации рекомендаций ПМПК для конкретного ребенка в реальной инклюзивной практике;
- навыки командной работы (умение понимать документацию специалистов, умение совместно разрабатывать рекомендации ППк, навыки участия в групповой дискуссии)
Работа стажировочной площадки включала:
1. Выступление кпн, доцента, профессора кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН ФГБОУ ВО «НГПУ» Т.Л.Чепель «Роль психолого-педагогического консилиума в адаптации образовательного процесса для детей с РАС» (ССЫЛКА на фото Чепель Т.Л.)
Обсуждение вопросов:
- Что такое аутизм и РАС?
- Насколько важен диагноз и почему?
- В чем суть и возможности терапии (лечения) при РАС?
- Могут ли дети с РАС учиться в общеобразовательной школе?
- Почему детей с РАС становится все больше?
- Как нужно обучать этих детей?
- Какую помощь можно и нужно оказать ребенку с РАС?
- Какие коррекционные подходы можно и нужно использовать?
- Какие специальные условия дошкольного и школьного образования нужно обеспечить конкретному ребенку с РАС?
- В чем заключается компетентность специалистов, работающих с детьми с РАС?
- Как осуществлять взаимодействие с родителями детей с РАС?
- Есть ли в школе дети с особенностями сенсорной сферы? Какие методы работы с такими детьми?
- Были ли случаи, когда дети с РАС сдавали ЕГЭ? На каких условиях, если это дети с нормой интеллекта или ЗПР?
- При составлении и реализации АООП для детей с РАС и ЗПР, РАС и УО и/или другими нарушениями, что первично?
2. Выступление заместителя директора по инклюзивной практике Е.Г.Тиндетниковой «Школьный консилиум: практика разработки рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Просмотр и обсуждение видеофрагментов ППк – разработку и реализацию рекомендаций ППк для организации психолого-педагогического сопровождения ученика 5-го класса с РАС в ситуации усиления эпизодов нежелательного поведения)
Обсуждение вопросов:
- важность командной работы педагогов и специалистов в разработке и реализации рекомендаций ППк;
- что могут включать рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ;
- в чем специфика содержания рекомендаций в зависимости от вида ППк;
- какие рекомендации не входят в компетенцию ППк;
- содержание рекомендаций плановых консилиумов;
- разработка рекомендаций внепланового консилиума в ситуации усиления нежелательного поведения ребенка с РАС;
- специфика расширенного методического консилиума по выработке стратегии взаимодействия и организации образовательной деятельности ребенка с РАС и другие аспекты работы ППк.
3. Просмотр и обсуждение видеофрагментов уроков и занятий со специалистами ученика 5-го класса с РАС с применением визуального плана урока.
4. Рефлексия. Ответы Л.И.Дегтяревой на вопросы участников СП.
5. Консультирование Т.Л. Чепель участников СП по реализации в ОО конкретных рекомендаций ПМПК.
6. Консультирование Е.Г.Тиндетниковой участников СП по подготовке представления консилиума на ПМПК, а также по организации ГИА для выпускников с ОВЗ и инвалидностью.
7. Итоговое тестирование
Вывод: наибольшие трудности вызвали вопросы по нормативно-правовым основам деятельности ППк.
По запросу слушателям были отправлены следующие материалы:
- презентация Т.Л.Чепель и анкета – вопросник по материалам презентации;
- презентация Е.Г.Тиндетниковой.
А также форма анкеты – отзыва о работе стажировочной площадки.
ВЕБИНАР по итогам стажировочной площадки
Дата проведения – 16 марта 2021 года
Форма проведения – дистанционная (ZOOM)
Вопросы:
- результаты выполнения домашних заданий;
- результаты итогового теста;
- отзывы о работе стажировочной площадки.
По запросу слушателям отправлены шаблоны/образцы документов психолого-педагогического консилиума ОО.
Результаты выполнения программы СП:
1. Программа выполнена полностью.
2. Факторы, способствующие выполнению программы:
- наличие кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов ОО;
- привлечение к работе СП научных руководителей – кпн, доцента, профессора кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН ФГБОУ ВО «НГПУ» Т.Л.Чепель и кпн, доцента кафедры КПиСП НИПКиПРО Е.Э.Петрову;
- соответствие программы запросу участников;
- методическое сопровождение деятельности СП региональным оператором ГБУ НСО «ОЦДК»;
- многолетний опыт работы школы в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области
Результативность мероприятий СП по отзывам участников:
- 100% участников положительно оценили качество проведения мероприятий:
«большое спасибо администрации, специалистам школы «Аврора» за организацию и проведение такого масштабного мероприятия для педагогов нашего района»,
«очень интересные и познавательные семинары»,
« теоретический материал подкреплен многочисленными примерами из практики»,
«удобная и понятная форма подачи материала, подкрепленная качественными раздаточными материалами»
«было бы хорошо внедрить семинар по обмену опытом, в виде круглого стола, дискуссий, диалогов самих слушателей»,
«может быть, увеличение практической части в очном блоке»,
«необходимо продолжать сотрудничество в системе инклюзивного образования, обмениваться опытом и совместно совершенствовать сознание нашего общества».